Марджани - философ, историк, религиозный реформатор, просветитель. Но даже эти эти определения не могут охватить все стороны его многогранной деятельности. Марджани также и этнограф, и археолог, и востоковед, и педагог. Энциклопедичность его знаний можно сравнить с энциклопедизмом французских просветителей XVIII века Дидро и Ж.-Ж. Руссо.
Шихаб ад-дин Марджани родился 16 января 1818 года в селе Ябынчи ныне Атнинского района Татарстана. Его жизнедеятельность можно условно разделить на два этапа: религиозно-реформаторский (70-х годов XIX века) и просветительский (70-80-е годы XIX века). Предки Марджани со стороны отца и матери принадлежали к фамилиям известных имамов-мударрисов. Оба его деда, отец, будучи людьми образованными, обладая обширными познаниями восточной истории, философии, религии, сумели привить юному Шихаб ад-дину стремлению к учению, знанию.
По существующей в татарском обществе традиции, в 1838 году он отправляется в Бухару для продолжения образования. В Бухаре Марджани поднимает перед мударрисами (преподавателями) вопрос о необходимости реформы в медресе. В 1843 году Марджани отправляется в Самарканд, обучается в медресе "Ширдар". В 1845 году Марджани в Бухаре. Приступает к серьезному изучению культуры, истории, философии Востока.
В 1849 году Марджани в Казани. 30 марта 1950 года, Духовное собрание мусульман издает указ о назначении Марджани имамом-мударрисом 1-й Казанской мечети. Марджани поставил перед собой цель: преобразовать, реформировать сознание мусульман в духе Нового времени, он призывал возвратиться к первоисточникам мусульманской религии - к Корану. В 1867-1868 годах Духовное собрание мусульман Поволжья и Приуралья назначило Марджани на должность ахуна и мухтасиба Казани (один из самых почетных религиозных должностей региона).
На втором этапе жизнедеятельности просветительские тенденции в мировоззрении Марджани начинают преобладать над религиозо-реформаторскими. В его взглядах происходит качественный скачок в сторону просветительской идеологии. 70-80-е годы XIX века - это время близкого знакомства Марджани с русской культурой. Марджани первым из мусульманских ученых был избран в Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, активно учавствовал в его деятельности.
В 80-х годах XIX века расширяется научная деятельность Марджани, на первый план выходят занятия философскими и историческими дисциплинами. В этот период Марджани над рукописным биобиблиографическим словарем ("Подробное о предшественниках и их приветствие потомкам"), который включает 6057 биографий ученых, писателей, философов. Доказывая преемственность культур Волжской Булгарии и Казанского Ханства, Марджани призывает татарский народ к усвоению своего культурного наследия, тем самым выступае за пробуждение национального самосознания татарского народа.
Мировоззрение Марджани, соединившее в себе религиозное реформаторство и просветительство, отразило диалектику развития этого периода в истории татарского общества.