ENGLISH  Поиск по сайту   Пресса   Каталог сайтов РТ   Погода   Гостевая книга     Контакты   
Моя Казань - Республика Татарстан - KAZAN.WS Моя Казань - Республика Татарстан Герб портала Моя Казань
   Республика / История РТ / Развитие культу...

РЕСПУБЛИКА

 
Развитие культуры в XVIII веке
Просвещение в Казанской губернии
Литература в XVIII века
Музыка и театр в XVIII веке
Реклама
Сервисы
Создай свой сайт
  Игровой сервер
  Реклама на Kazan.Ws 
  Справочная информация
  Экономика и бизнес
  Общество
  Наука и образование
  Дом и семья
  Отдых и развлечения
  Культура и искусство
  Здоровье и спорт
  Услуги
Реклама
ГОС. УСТРОЙСТВО ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКА
Литература в XVIII века

   Развитие просвещения способствовало оживлению литературной деятельности.
   В восемнадцатом столетии мы не можем назвать большого количества произведений татарской литературы. Сказывались антинародная политика царского самодержавия и влияние мусульманского духовенства. В основе же большинства литературных произведений лежали религиозно-мистические мотивы. В то же время в татарском обществе появляются прогрессивные ученые, которые начинают выступать против старых догм религии, против устоев феодальной идеологии вообще. Не отказываясь от самой религии, они выступали с идеями, которые вели их к просветительству. Так, Г. Курсави был осужден и приговорен бухарским эмиром к смертной казни за ересь. Мыслитель писал: 'Истина не в том, чтобы безропотно поклоняться и верить старым догмам, а в том, чтобы ненужное в настоящее время отбрасывать. Бог создал людей, чтобы человек сам по своей воле мог познать себя и действовать по своему усмотрению'. 'В Коране имя бога повторяется много раз. Все это в целом только одна хвалебная молитва богу. Человек сам как хочет, так и может молиться. Слепо идти за старыми догмами - позор для человека'. Курсави бежал из фанатичной Бухары на свою родину близ Казани, где много и плодотворно работал. Книги его были широко распространены среди татарского населения.
   Мулла Мурад в 60-х гг. XVIII века пропагандировал свое учение, в котором призывал 'возобновить Булгар'. Он написал большую, в пятьсот страниц книгу, сам распространял ее среди своих многочисленных учеников-шакирдов. В 1769 г. он собрал большой сход (более 3 тыс. чел.) татарских крестьян в Болгаре. где выступил с проповедью. Власти вскоре арестовали Мурада.
  Но даже то трудное время дало замечательных поэтов Утыз-Имэни, Ялчигуллу, Габдулманната Муслимова, Хусаина Лукманова.
   Габдрахим Утыз-Имэни (1756-1836) родился в деревне Утыз-Имэн Чистопольского района Казанской губернии (ныне дер. Новая Кандиевка). Он очень рано осиротел и воспитывался у дальней родственницы. Обучался сначала в мектебе в своей деревне, затем в селе Каргалы Оренбургской губернии, в Бухаре и других городах Средней Азии. Долгие годы путешествовал по Хорезму и Афганистану. В 1798 г. Утыз-Имэни вернулся в родные места и стал муллой. В разных деревнях он обучал детей. Умер в деревне Тимаш.
   Утыз-Имэни создал более пятидесяти произведений. Он писал на тюрки (древнем татарском литературном языке), на арабском и фарси (персидском) языках. Позднее, в 1870 г., отдельной книгой был издан сборник его стихотворений под названием 'Мохимматез заман' ('Значительные дела современности'). Большое место в его произведениях занимает религиозная тематика. Вместе с тем в своих стихах он защищает справедливость и просвещение, призывает к служению народу, бичует лесть, стяжательство, зависть и другие человеческие пороки. Так, в стихотворении 'Изложение о богачах' он пишет о том, что нельзя смеяться над бедностью, каждый может оказаться в таком положении:
  'Нам таких примеров много показала жизнь, Потому ты от стяжательств лучше откажись, Будь же скромен и кичливость навсегда забудь, И во всем ты настоящим человеком будь'.
   На русский язык, к сожалению, переведена пока незначительная часть его произведений. Среди них: 'Что значит быть джигитом?', 'Что значит быть ученым?', 'Как стать благовоспитанным?', 'Изложение дружбы', 'О дружбе', 'Изложение о богачах' и др.
   В восемнадцатом веке появился новый жанр - 'Саяхэт-намэ' (путешествия). Наиболее значительным среди них было 'Путешествие Исмагила-ага в Туркестан и Индию'. В то же время создаются и первые русско-татарские словари.
  Продолжало развиваться и традиционное устное народное творчество. В байтах и сказаниях о Салавате Юлаеве, Емельяне Пугачеве и в других народных песнях выражалась вековая мечта о свободе и счастье.
   В одной из старинных песен есть такие строки:
  
'Ах, живут в полях джигиты
  С львиными сердцами.
  Да грызет отважных бедность
  Днями и ночами.
  Выйду к речке - надломлю я
  Тонкий таловый побег ...
  Ах, не так ли гнет за бедность
  Человека человек?
  Сеял рожь - не уродилась,
   И пшеница никуда.
  Сколько лег служу боярам
   Не был сытым никогда.
  Высоко-высоко месяц -
   Так его и не достал.
   Прожил половину жизни
  Счастья так не видал.

   Михаил Иванович Веревкин (1732-1795), так мною сделавший для развития просвещения в крае. был в то же время в Казани одним из первых русских писателей. Он родился в селе Покровское Клинского уезда Московской губернии. Отец его был денщиком у Петра I и дослужился до чина капитана Семеновского полка. Он умер, когда сыну было всего семь лет. Мальчика определили в морской кадетский корпус. После окончания курса он получил чин мичмана и корабельного мастера. Служба во флоте была непродолжительной. В его судьбе большую роль сыграло знание французского и немецкого языков. Он был рекомендован как переводчик императрице Елизавете Петровне. А вскоре был назначен асессором открытого в 1755 г. Московского университета. После учреждения в Казани гимназии, в 1759 г., по повелению императрицы был назначен ее 'главным командиром' (директором). Вы уже познакомились с его деятельностью на этом посту. Он старался воспитывать в учениках гимназии любовь к литературе и театру, сам переводил произведения европейских авторов, писал стихи и пьесы. Перевел для постановки в Казани пьесу Мольера 'Школа мужей'. Его пьеса 'Так и должно быть' была не только опубликована, но и поставлена в Казани. В пьесе 'Точь-в-точь' автор высмеивал знатных, но глупых людей.
   М. И. Веревкин прожил в Казани три года. В конце 1761 года он был отозван в Москву. Затем он жил попеременно то в Москве, то в своем имении в с. Михайлове Клинского уезда, посвящая все свободное время литературе.
  Во время пугачевского восстания М. И. Веревкин был назначен начальником канцелярии при графе Панине - главнокомандующем правительственными войсками, направленными на подавление восстания, который и поручил Веревкину в числе других обязанностей раздачу 'пострадавшим от бунта' денег от правительства. Эта служба познакомила его с настроениями умов того времени, дала материал для одной из лучших его комедий, в которой он показывает смятение и страх, проникший в господствующие классы общества. После подавления восстания он снова вернулся в с. Михайлове.
   Веревкин был остроумным и приятным собеседником. Когда он приезжал в столицы, хозяева домов, где он останавливался, приглашали гостей 'на Веревкина'. В 1782 г. был избран в член-корреспонденты, а через два года в академики Российской Академии наук. Получил чин действительного статского советника. Скончался в марте 1795 г. в селе Михайлове. Кроме своих произведений, он оставил 75 томов переводов с французского и немецкого языков исторических и литературных произведений.
   В эти годы в Казани вокруг Саввы Андреевича Москотельникова (1768-1852), общественного деятеля, поклонника энциклопедистов и Вольтера, сложился кружок молодежи. Среди членов его кружка были молодой историк Н. С. Арцыбашев, литератор и библиофил И. А. Второв (1772-1844), учитель, затем директор главного народного училища в Казани И. И. Чернявский. Последний стал затем профессором Виленского университета. Здесь его учеником был будущий польский поэт Адам Мицкевич, вспоминавший с любовью о своем учителе. Во второй половине века литературной деятельностью занимались также директор гимназии фон Каниц, помещик И. И. Панаев.
   С кружком С. А. Москотельникова был связан казанский поэт, получивший российскую известность, Гавриил Петрович Каменев (1772-1803). Родился он в старинной купеческой семье.
   Род Каменевых шел от татарского мурзы Макула, которого, по преданию, крестил Иван Грозный вскоре после завоевания Казани. Царь подарил своему крестнику не только две иконы, но и землю и крестьян в Свияжском уезде. Одни родственники его приняли крещение, другие остались мусульманами. Одним из правнуков этого мурзы, получившего при крещении имя Иван, был Кузьма Каменев. Существует предание, по которому отец этого Кузьмы во время церковной реформы Никона в XVII веке остался верен 'старой' вере. Несмотря на гонения на старообрядцев, он оставался в вере твердым и непреклонным, как камень. Отсюда якобы и пошло его прозвище Каменев. Отец поэта, купец первой гильдии П. Г. Каменев, в Казани был бургомистром казанского городского магистрата, городским головой, а затем президентом губернского магистрата. Родители умерли рано. Четырех лет он остался без отца, семи лет без матери. Получив большое наследство, был отдан на попечение старших сестер и купцов-опекунов. Мальчик воспитывался в лучшем частном пансионе города, владел французским и немецким языками. Будущий поэт увлекался западноевропейской литературой, сентименталистами, романтиками. С юных лет писал стихи, занимался переводами. Он не любил торговли, не заботился об увеличении богатства. Однако не отказывался от общественных обязанностей: служил по выборам купечества. В 20 лет был избран бургомистром в казанский магистрат. Вращался среди богатой казанской молодежи. Пережил личную драму: купцы-опекуны не разрешили ему жениться на любимой девушке только потому, что она была иностранкой. Правда, они не препятствовали ему впоследствии жениться на молодой красивой дворянке из Пензы М. А. Подладчиковой. Она славилась не только красотой, но и образованием. Но жизнь их не сложилась. Это глубоко ранило поэта. Он тосковал, уходил из дома и долго бродил по городу, часто бывал в Кизической роще. В 1793 г. в казанский магистрат приехал чиновник С. Москотельников, ставший в нем секретарем. Он был старше Каменева на 4 года. Савва Андреевич обратил внимание на талантливого юношу. Под его влиянием и стали развиваться поэтические способности Гавриила Каменева. Москотельников привлек его в свой литературный кружок, дал рекомендательные письма к издателям Москвы. Каменев трижды побывал в Москве, ездил и в Петербург, где был принят в члены 'Вольного общества словесности, наук и художеств'. На собраниях общества читал свои стихи и переводы. Печатался в 'Периодическом издании' общества. О предстоящей поездке в Петербург он так писал одному из своих друзей: 'Поеду по тем станциям, где идеально блуждал Радищев и мечтал пером своим, в желчи обмакнутым, давать уроки властям'. В Москве казанского поэта познакомили со 'старостой российской литературы', как тогда называли М. Хераскова, и с молодым историком и писателем Н. Карамзиным.
   Произведения Г. Каменева публиковались во многих московских журналах. Он получает признание в литературных кругах русского общества. Высоко ценил казанского поэта А. С. Пушкин. Он видел в нем своего предшественника. Через 30 лет после его смерти в беседе в Казани с его племянницей, известной казанской поэтессой А. А. Фукс, он сказал: 'Этот человек достоин был уважения: он первый в России осмелился отступить от классицизма. Мы, русские романтики, должны принести дань его памяти: этот человек много бы сделал, если бы не умер так рано'. Пушкин хотел написать биографию Каменева, но не успел. Каменев умер действительно рано: в 31 год, в июле 1803 г. В боковом кармане его сюртука нашли карандаш и мелко исписанный лист бумаги с большим стихотворением, свидетельством его душевных страданий. В нем, в частности, есть такие строки:
  
'...Ищу отрад - тоску встречаю,
   Печаль следит за мной как тень.
  Исчезла радость наслажденья,
  Прошли забавы, и мученье
  Рукой железной сердце жмет.
   Влачится в скуке жизнь моя,
  Лишась подруги кроткой, милой.
   В сей жизни горестной, унылой
   В могилу темную сойду...'

   На могильной плите поэта была выбита эпитафия, написанная его другом С. А. Москотельниковым:
  
'В ком некогда пылал небесный чистый ламень.
  Кто добродетель чтил, кто был несчастным друг,
   Кто бедного любил - того остывший прах
  Здесь кроет хладный камень'.   Высоко оценил поэзию Каменева казанский краевед и библиофил И. Второв. В 1844 г. он писал: 'Имя его заслуживает быть внесенным в историю нашей литературы', в его произведениях 'в первый раз на Руси проявляется зародыш романтического элемента, впоследствии так роскошно развивавшегося в поэзии Жуковского'.
   Самое раннее дошедшее до нас стихотворение поэта - переработка четвертой песни библейской поэмы Соломона Гесснера 'Авелева смерть' (1792). Как уже отмечалось, он избежал влияния классицизма. В самом начале творчества примкнул к сентименталистам. Независимо от переводов Н. Карамзина обратился к тем же авторам. Н. М. Карамзин принял Каменева не как ученика и поклонника, а как самостоятельного и своеобразного поэта. По свидетельству Каменева, Н. Карамзин советовал ему не подражать никому, искать свою самобытность, вслушиваться в разговорный язык. Затем Каменев преодолевает влияние сентиментализма и на исходе XVIII века прокладывает путь к романтизму.
  Его лучшим произведением является баллада 'Громвал', опубликованная посмертно в Петербурге в 1804 г. В ней он первым попытался создать русскую национальную балладу. Сюжет ее следующий: русский богатырь Громвал отыскивает свою невесту, похищенную волшебником Зломаром. При помощи волшебницы Добрады он находит ее в чужом телесном облике и вызволяет из него. Баллада близка к сказке: здесь есть и коварный волшебник, и волшебница, и чудесный рог. Среди чудовищ-противников Громвала-присутствуют местные казанские драконы. Так, Зилант стережет вход в замок, где находится похищенная красавица Рогнеда. Победой богатыря Громвала заканчивается баллада.
  
'...С ревом ужасным
   разверзлась земля,
  Рухнули башни
   в бездонную пропасть.
  Ниспроверглись
   Зиланты,темница-гигант:
   Чародейство Зиланта
   разрушил Громвал'
.
   В. Жуковский считал балладу Каменева образцовой, поместив ее в 'Собрание русских стихотворений' в 1811 г. Затем она многие десятилетия входила во все хрестоматии по литературе.
   Каменев обладал замечательным стилистическим дарованием. Его поэтический язык был близок к разговорному. Местом действий своих героев он часто избирал близкие ему места: окрестности Казани, берега р. Казанки, Кизический монастырь под Казанью. Поэтому о нем с полным основанием можно сказать: он был казанским поэтом.
   Есть в Пестречинском районе Татарстана в 40 км от Казани село Державине, ранее носившее название Сокуры. Здесь родился будущий 'отец русских поэтов' Гавриил Романович Державин (1743 - 1816). Предком знатного старинного рода Державиных был мурза Багрим. К XVIII веку фамилия их была среди обедневших дворян. В Казани у Державиных был дом, а под Казанью им принадлежало две небольшие деревни-Курмачи и Сокуры. Отец его, дослужившийся до полковника, умер, когда сыну было всего 11 лет. Матери приходилось подавать челобитные на обидчиков: соседних помещиков и фабриканта Дряблова, пытавшихся нажиться за счет тяжбы с вдовой по арендованным у нее землям. Впоследствии, занимая высокие государственные должности, Г. Р. Державин не раз заступался за вдов и сирот.
  Как и многие дворянские дети, Гавриил Державин был записан в Преображенский полк. Мать старалась дать детям образование. Когда в 1758 г. в Казани была открыта гимназия, она отдала туда обоих сыновей. Еще до поступления в гимназию Гавриил проявил склонность к наукам, овладел немецким языком, увлекался рисованием и черчением. Как писал впоследствии сам Державин, он 'оказал больше склонности к наукам до воображения касающимися'. По поручению директора гимназии он снимал план г. Чебоксары, скопировал карту Казанской губернии, 'украсив оные разными фигурами и ландшафтами'. Карта была послана в Москву главному куратору гимназии графу И. И. Шувалову, чтобы показать успехи 'в старании и научении' воспитанников гимназии. В 1761 г. гимназисты принимали участие в описании памятников г. Булгары. Державин был назначен среди них старшим. Он привез оттуда описание развалин, рисунки сохранившихся памятников, остатков зданий, а также собранные им монеты и другие археологические находки. Закончить казанскую гимназию ему не удалось, так как в 1762 г. он был вызван для службы в Преображенский полк.
   Одно из первых сильных впечатлений в столице - дворцовый переворот 1762 г. Он видел Екатерину II на коне в Преображенском мундире, впереди их полка вступающую в Петергоф, чтобы занять престол вместо свергнутого Петра III.
  В последующие годы Державин не раз бывал в Казани. В 1763 г. он провел здесь годовой отпуск. Через 9 лет, в декабре 1773 г. он приехал в Казань в качестве члена Секретной комиссии по делам пугачевцев при генерале Бибикове. Бибиков был командующим войсками, направленными против Пугачева. Державин собирал сведения об участниках восстания, вел журнал, куда записывал все действия и правительственные распоряжения. Принимал меры и старался 'поймать' Пугачева. За что, видимо, и назначил Пугачев за его голову 10000 руб. Дома их в Казани и Сокурах были разорены, а мать, Фекла Андреевна, взята в плен. Освобождена она была лишь при вступлении в город отряда полковника Михельсона. Бывал Державин в Казани, став уже известным поэтом, в 1778 и 1784 гг. Как поэт он нашел свой стиль. В его произведениях слышна живая народная речь.
  Родную Казань он любил всю жизнь. За год до смерти он прислал Казанскому обществу любителей отечественной словесности четыре тома своих сочинений и портрет, который хранится среди уникальной коллекции его личных вещей в Государственном музее Республики Татарстан. Среди них письменный стол красного дерева с подъемной конторкой, кресло с опускающейся спинкой, чернильный прибор с подсвечником, золотые часы с движущимися фигурками и музыкальным боем, арфа его жены.
   Горячее желание еще раз увидеть родные края поэт высказал в стихотворении 'Арфа' (1798 г.). В нем он воспевает Волгу. Называет Казань колыбелью и обителью своей юности. Строки его полны любви к родному краю.
  В 1847 г. в Казани на территории университета был открыт бронзовый памятник Г. Р. Державину работы скульптора С. И. Гальберга. В 1871 г. он был перенесен в Державинский сад (на его месте сейчас находится театр оперы и балета имени Мусы Джалиля). К сожалению, памятник до наших дней не сохранился.
  
Люди нашего города
Я ищу

В городе В возрасте
от   до
Виды города
Казань: Вокзал
Погода в Казани
 
Курсы валют
 
Телепрограмма
 
 
Тесты online
 
Статистика
RIN.ru
Реклама
 Copyright © "Моя Казань" 2001-2008.
adv@mail.rin.ru