ENGLISH  Поиск по сайту   Пресса   Каталог сайтов РТ   Погода   Гостевая книга     Контакты   
Моя Казань - Республика Татарстан - KAZAN.WS Моя Казань - Республика Татарстан Герб портала Моя Казань
   Республика / История Казани / Казань начала X...

РЕСПУБЛИКА

 
Казань начала XX века
Культурная жизнь
Народное образование и наука
Население и городское хозяйство
Развитие промышленности и торговли
Реклама
Сервисы
Создай свой сайт
  Игровой сервер
  Реклама на Kazan.Ws 
  Справочная информация
  Экономика и бизнес
  Общество
  Наука и образование
  Дом и семья
  Отдых и развлечения
  Культура и искусство
  Здоровье и спорт
  Услуги
Реклама
ГОС. УСТРОЙСТВО ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКА
Страницы: 1 2
Культурная жизнь

  В культурной жизни города особое значение играли театры. Театральная жизнь Казани в начале столетия развивается довольно интенсивно, хотя кое в чем она теряет роль и значение первого театрального города Поволжья, ее начинают 'догонять' Саратов и Нижний Новгород. Театральные деятели Казани вынуждены изыскивать более гибкие и разнообразные формы ведения театрально-музыкального дела. В эти годы наблюдается увлечение казанских экономических и политических запразил легким жанром.
  Тем не менее Казань не оставалась в стороне от новых художественно-литературных форм, новых процессов и глубинных течений искусства. М. М. Бородай широко практиковал 'общедоступные' спектакли по сниженным ценам, а также предоставлял бесплатные места студентам и гимназистам. Идя навстречу учащейся молодежи и малообеспеченным слоям, Бородай четко уловил обший демократический подъем, ту свежую струю, которая коснулась многих явлений искусства тех лет. Несомненно, это было важно не только с материальной, но и главным образом с нравственной стороны, ибо молодежь чувствовала и видела в театре школу большого искусства, школу жизни.
  Труппой Бородая впервые в Казани 17 сентября 1900 г. был дан специальный вечер оперных отрывков для рабочих на открытии Народного дома при фабрике Алафузовых. Были исполнены 1-й и 4-й акты 'Сусанина' и 2-й акт 'Русалки'.
  Такой подход Бородая к театру, его общественная отзывчивость, несомненно, отвечали интересам демократической части населения. Так, давались спектакли в фонд Н. И. Лобачевского, большие суммы от нескольких спектаклей пошли на основание 'школы трудолюбия', а также в пользу народных учителей и учительниц.
  После Бородая городской театр был арендован Н. И. Соболыциковым-Самариным, который, как и его предшественник, оказался блестящим антрепренером. С самого начала своей деятельности в Казани он широко практиковал благотворительные спектакли, сбор от которых частично или полностью поступал в пользу нуждающихся учащихся. Были и спектакли по сниженным ценам, охотно посещавшиеся не только учащейся молодежью, но и рабочими.
  В Народном (Алафузовском) театре неоднократно выступал с лекциями для рабочих видный казанский театральный критик Н. Ф. Юшков.
  С 1909 по 1917 г. театральная жизнь Казани была связана с антрепренерами Кручининым, Образцовым, Пономаревым и Степановым. Драматический репертуар в целом не изменился. Ставились 'Ревизор', 'Борис Годунов', 'Бешеные деньги', 'Без вины виноватые', 'Бесприданница', 'Месяц в деревне', 'Доходное место', 'Не в свои сани не садись', 'Дачники', 'Свадьба Кречинского', 'Женитьба', 'Юбилей', ряд других произведений русских и зарубежных классиков. Отечественные оперные произведения были представлены такими постановками, как 'Пиковая дама', 'Иоланта', 'Черевички', 'Дубровский', 'Руслан и Людмила', 'Русалка', 'Евгений Онегин', 'Снегурочка', 'Царская невеста' и т. д. Из произведений зарубежных классиков чаще всего звучали 'Травиата', 'Риголетто', 'Севиль-ский цирюльник', 'Тоска', 'Кармен', 'Заза', 'Аида' и др.
  Из сезонов этих лет наиболее интересным оказался осенне-зимний сезон 1911-1912 гг., длившийся почти 5 месяцев. Было дано 107 драматических спектаклей, 42 оперы и 5 оперетт. В спектаклях были заняты первоклассные артистические составы. В тот сезон в городском театре ставила спектакли оперная труппа, в Новом клубе - драматическая труппа Егоровой, в Купеческом клубе - драматическая труппа Корсикова-Андреева, в театре Гоголя - любительская труппа общества народных университетов и т. д. Кроме того, драматические труппы давали разовые спектакли в Алафузовском театре. Именно в том году зародилась идея основания театральной газеты 'Казанская сцена', которая начала выходить в 1913 г.
  Интересные гастроли коллективов и отдельных артистов содействовали глубокому интересу к искусству, к театру казанской публики. В 1913 г. в городе гастролировали 'Товарищество оперных артистов московской оперы Зимина', балетная труппа И. М. Петипа из Петербурга, балетная труппа Большого театра во главе с Е. В. Гельцер и др.
  Первая империалистическая война потрясла все основы общественной жизни России, крупно изменила судьбы людей. Многие артисты были призваны в армию. Первые 'военные' сезоны казанского театра проходили слабо как в художественном, так и в экономическом отношениях. Состояние неуверенности, страха сказалось на комплектовании трупп, на зрителе.
  В последние 'военные' годы шла неуклонная демократизация театрально-музыкальной жизни. Резко было увеличено количество 'народных' спектаклей. Это было сделано, главным образом, для отвлечения населения от широкого недовольства жизнью, бессмысленной войной и от активной политической деятельности. 'Народные' спектакли шли в Алафузовском, в Новом и открывшемся в 1915 г. Большом театрах.
  В годы первой российской революции зародился профессиональный татарский театр. Однако истоки его восходили к более раннему периоду. На рубеже двух веков татарская молодежь активно организовывала литературные встречи и вечера, показывала домашние спектакли. Количество посетителей вечеров все больше увеличивалось за счет учителей, шакирдов, учеников Татарской учительской школы, гимназистов и т. д. Традиционные субботние вечера, организуемые татарской учащейся молодежью, вошли в историю культуры под названием 'шимбэчэлэр' (от слова суббота). В декабре 1902 г. в медресе 'Мухаммадия' прошел обширный по своей программе литературный вечер. Через год здесь же была поставлена драма Г. Камала 'Несчастный юноша'. Организаторы домашних спектаклей из-за отсутствия пьес на татарском языке преимущественно играли переводные произведения. Эти пьесы обычно приспосабливались к татарскому быту.
  Домашние спектакли не могли обслуживать массового зрителя. Тем не менее они способствовали росту и развитию молодых энтузиастов - любителей театрального искусства и создавали почву для зарождения профессиональной труппы.
  Революция 1905-1907 гг. дала мощный импульс развитию татарской демократической культуры, в том числе сценическому искусству. 5 мая 1906 г. в зале Союза приказчиков впервые в истории Казани был поставлен публичный спектакль на татарском языке. Игрались 'Кыз-ганыч бала' .('Жалкое дитя') и 'Гыйшык бэласе'
  ('Из-за любви'). Спектакль продолжался до 2 часов ночи и вызвал восторженные отзывы зрителей. ;
  Прогрессивная общественность высоко оценила это событие. 'Спектакль прошел как новинка для Казани весьма блестяще,- отмечала газета 'Волжский курьер' и подчеркивала, что 'ввиду успеха спектакля и несомненной пользы его для мусульман в смысле развития весьма желательно, чтобы он не был последним и был повторен в непродолжительном времени'.
  Однако не дремали и реакционные силы. 13 мая 1906 г. в Казаку состоялось собрание местных мударри-сов-мулл, на котором обсуждался вопрос о степени целесообразности татарских спектаклей. На нем было решено ходатайствовать о пресечении попыток новых постановок, якобы противоречащих шариату. Гонения на спектакли на татарском языке получили большой резонанс и дошли до того, что была образована специальная комиссия по ликвидации татарского театра, члены которой обращались не только к губернатору, но и к населению города, преимущественно к духовенству, собирая подписи о необходимости избавления от 'крамолы'.
  Таким образом, муки рождения и становления театра сопровождались ожесточенной борьбой передовых сил с реакционной идеологией. У истоков татарского сценического искусства стояли две противоборствующие силы, одна из которых стремилась возвысить высокую общественную и нравственную роль театра, другая с бешеным упорством пыталась задушить это искусство в зародыше. Передовая общественность Казани хорошо понимала это и горячо поддерживала зарождающийся национальный театр. Газета 'Дневник Казани' восторженно писала, что 'нужно радоваться тому, что наша молодая интеллигенция, несмотря на протесты, а подчас и неприличные выходки со стороны кучки лжедрузей народа, по-видимому, осознала, что театр помимо эстетического наслаждения, доставляемого им, служит одним из самых верных орудий для борьбы с ...темнотой и невежеством'.
  Спектакль, поставленный 5 мая 1906 г., явился генеральной репетицией молодых энтузиастов перед выходом на широкую арену большого искусства. Наконец, 22 декабря 1906 г. в Казани в Новом клубе был поставлен публичный спектакль, предварительно рекламировавшийся специально отпечатанными в типографии афишами. Пьесы 'Жалкое дитя' и 'Из-за любви' привлекли широкое внимание. Этот день вошел в историю как день зарождения татарского театра.
  Образование профессионального театра было тесно связано с именем И. Кудашева-Ашказарского. В июле 1907 г. труппа Кудашева-Ашказарского в Казани дала спектакли 'Невежество и ученость', 'Шариат и эпоха', 'Хирургия'. В рецензии на спектакли Г. Камал отмечал наличие талантов в труппе и выразил пожелание, чтобы в дальнейшем она была более разборчива в выборе произведений.
  В 1908 г. постановки спектаклей учащаются, некоторые труппы получают названия. Одна из таких трупп носила название 'Яшьлэр' ('Молодежь'). Состав ее был достаточно представительный, способный осилить и крупные пьесы. В январе 1908 г. в Новом клубе труппа 'Яшьлэр' поставила драму азербайджанского писателя Н. Вазирова 'Мосибате Фахретдин'. Эта же труппа 14 июля 1908 г. поставила комедии 'Хозяин и приказчик', 'Поиски жениха'. В эти годы в Казани кроме труппы 'Яшьлэр' функционировала и небольшая труппа под руководством Закира Саетзады. Она состояла преимущественно из приказчиков и завоевала среди населения заметное признание. 3. Саетзаде для этой труппы создал пьесу 'Несчастная Бибижиган'.
  Широкую популярность и славу среди казанцев, как и среди всего татарского населения, снискала труппа <Сайяр' ('Передвижная'), деятельность которой является яркой страницей истории национального театра. В ее репертуаре почетное место занимали такие произведения Г. Камала, как 'Первое представление', 'Ради подарка', 'Распутство', 'Банкрот', 'Тайны нашего города'. В составе 'Сайяра' всенародную известность получили Г. Кариев - один из основателей татарского театра, В. Муртазин-Иманский, первые татарские артистки С. Гиззатуллина-Волжская, Г. Болгарская и др.
  Молодой татарский театр в годы столыпинской реакции, несмотря на жестокие преследования, угрозы и оскорбления со стороны реакционных сил и духовенства, притеснения царской администрации и цензуры, с честью выполнял свою задачу по просвещению, эстетическому воспитанию татарского населения. Своими прогрессивными произведениями, постановками он неустанно распространял демократические идеи.
  С началом первой мировой войны в Казани закрылся Восточный клуб, где ставились татарские спектакли, часть артистов была призвана в армию. У Г, Карцева обострилась болезнь горла. Все это заставило 'Сайяр' открыть сезон 1914/15 гг. с опозданием. В составе труппы, которая претерпевала изменения, в разное время находились Г. Кариев, В. Муртазин-Иманский, К. Тин-чурин, Б. Болгарский, Г. Болгарская, Н. Сакаев, Г. Ман-гушев, Утяй, Камал I, 3. Баязитский, Дж. Байкин, С. Байкина, М. Иманская и др.
  'Сайяр' в сезон 1914/15 гг. ставил в Казани такие произведения, как 'Несчастный юноша', 'Распутство', 'Ради подарка' Г. Камала, 'Голод велел' Я. Вали, 'Женитьба' Н. В. Гоголя, 'Артист' Г. Кариева и др. В репертуаре труппы находились такие пьесы легкого жанра: 'Из-за любви', 'Жертва знахарей', 'Наша эпоха', 'Находка', 'Малая война', 'Беглецы', 'Денщик Гали', 'Ревнивый муж' и др.
  По актуальности поставленных проблем и оригинальности их решения выделялась драма реалистического содержания 'Неравные' Ф. Амирхана.
  В начале 1916 г. 'Сайяр' приняла у Ш. Камала комедию 'Хаджи женится'. Однако из-за запрещения со стороны цензуры пьеса до зрителя не дошла. Премьера спектакля 'Хаджи женится' прошла лишь год спустя в Казанском театре Большой драмы 22 января 1917 г.
  В ноябре 1916 г. 'Сайяр' поставила в Казани комедию А. Н. Островского 'Доходное место'. В этом спектакле дебютировала Ф. Ильская - в будущем народная артистка РСФСР и ТАССР. В результате этой постановки реалистическое направление театра углубилось еще больше.
  В годы войны 'Сайяр' ставила 'Грозу' и 'Без вины виноватые' А. Н. Островского, 'Ревизора' и 'Женитьбу' Н. В. Гоголя, комедии Ж. Мольера, произведения Ф. Шиллера.
  Эти спектакли показывали, что в канун Февральской революции Казанский театр постановкой реалистических произведений стремился идти в ногу с эпохой и твердо стоял на прогрессивных демократических позициях.
  Реалистическая драматургия была одним из самых значительных завоеваний татарской демократической культуры. Ее становление было непосредственно связано с первой российской революцией, давшей мощный толчок развитию духовной жизни татарского общества новой эпохи. Драматическое театральное искусство быстро выросло в активную влиятельную силу в борьбе за новую жизнь.
  В начале XX в. в татарской литературе в целом я в Казани в частности развивается оригинальное творчество крупнейших татарских писателей, которых волнуют проблемы общественной жизни. Литература вырабатывает новые повествовательные художественные жанровые формы, а также драматические произведения. Весь ход художественного развития татарского народа вызвал к жизни творчество Г. Тукая, Г. Камала, М. Гафури, Г. Кулахметова, Ф. Амирхана, С. Рамиева, Г. Ибрагимова, К. Тннчурина и других писателей, в произведениях которых в полную силу зазвучали голоса новых героев - борцов за освобождение народных масс от социального и национального гнета. Прогрессивная татарская публицистика и литература нового века прочно связали свои судьбы со всеобщим освободительным движением.
  Круг вопросов, поднятых татарской публицистикой и художественной литературой, был широк. И мерилом художественного совершенства для татарских писателей было творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других корифеев литературы. Глубокие творческие связи с русской литературой значительно окрепли, когда татарские писатели осваивали художественный опыт А. М. Горького, который ввел в литературу нового героя - пролетария.
  Основоположником пролетарской драматургии в истории татарской литературы является писатель-революционер Гафур Кулахметов. В драме 'Две мысли' писатель говорит о проникновении марксистских идей в среду татарской интеллигенции. В символических образах автор рисовал неизбежность победы идей социализма. Драма 'Молодая жизнь' (1908) впервые в татарской литературе подняла тему борьбы революционных рабочих. В тяжелых условиях реакции писатель выполнил эту задачу с подлинно художественной силой, гражданской смелостью и мастерством. В пьесе драматург выражает веру рабочего класса в торжество своего дела, зовет еще крепче сплотиться и продолжать самоотверженную борьбу с угнетателями. Этим произведением Г. Кулахметов вошел в татарскую литературу как зачинатель пролетарской темы.
  

  дальше>>

Страницы: 1 2
Люди нашего города
Я ищу

В городе В возрасте
от   до
Виды города
Казань: Вокзал
Погода в Казани
 
Курсы валют
 
Телепрограмма
 
 
Тесты online
 
Статистика
RIN.ru
Реклама
 Copyright © "Моя Казань" 2001-2008.
adv@mail.rin.ru