Этнокультурное развитие. 'Модель Татарстана' не ограничивалась стержневой идеей политического компромисса. Это понятие во многом определяло проведение взвешенной политики в сфере межнациональных отношений, политики культурного плюрализма. В мае 1992 г. в республике прошел съезд народов Татарстана. На основе его решений была создана Ассоциация национально-культурных обществ. Представители многих проживавших на территории республики национальностей образовали свои культурные центры, общества. Большим консолидирующим событием в жизни татарского народа стало проведение в июне 1992 г. Всемирного конгресса татар. На этот беспрецедентный форум съехались татары из более 40 стран мира. Председателем исполкома его был избран известный историк, академик И.Р. Тагиров. В 1997 г. состоялся второй всемирный форум татар. С 1992 г. действует Закон 'О языках народов Республики Татарстан'. Он исходит из необходимости всестороннего развития культуры и языков народов республики, максимального использования творческого потенциала, обычаев и традиций каждого народа. С его принятием, а также Закона РТ 'Об образовании', был дан импульс развитию национальной школы. Появилась возможность получения в некоторых учебных заведениях высшего и среднего специального образования на татарском языке. Важным событием в научной жизни республики стало создание в 1992 г. Академии наук Республики Татарстан, президентом которой был избран известный ученый и государственный деятель М.Х. Хасанов. При АНТ были организованы новые институты. В 1993 г. открылся институт социально-экономических и правовых исследований, в 1994 г. - на базе отдела Института языка, литературы и истории был создан Институт Татарской энциклопедии, которым в 1996 г. на базе ИЯЛИ были сформированы Институт истории и Институт языка, литературы и искусства. Более представительным, многоплановым, многоязычным стал мир средств массовой информации. Наряду с телерадиовещательной кампанией 'Татарстан' появились новые каналы. Большую популярность быстро приобрел канал 'Эфир', в особенности программы 'Город', 'Республика' , 'Прямая связь'. Своего читателя обрели новые периодические издания, в том числе газеты 'Шахри Казан', 'Время и деньги', 'Татарские края', журналы 'Идель', 'Мирас', 'Гасырлар авазы - Эхо веков', 'Салават купере' и др. Многообразие культурных стилей, исполнительских школ воплощают в себе ежегодные фестивали - оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина и фестиваль классического балета им. Р. Нуриева. Традиционным стал театральный фестиваль им. К. Тинчурина, учрежденный в 1992 г. В 90-е гг. в общественной жизни прочное место заняла религия. В республике верующим возвращались сохранившиеся и активно строились новые мечети и церкви. Почти одновременно было начато строительство в Кремле мечети Кул Шариф и реставрация Благовещенского собора. За последние десять лет XX столетия в республике было открыто, отреставрировано и построено около тысячи культовых зданий. В 1991 г. при Закабанной мечети в городе Казани было открыто первое медресе. С 1991 г. религиозные праздники Рождество и Курбан-байрам официально объявлены праздничными днями. Таким образом, в 90-е гг. Татарстан прошел сложный этап по пути становления своей государственности. Благодаря суверенитету сложилась новая система внутрифедеральных и международных связей. XXI в. несет с собой новые проблемы и задачи. Их достойное решение будет связано с достижением цели, обозначенной Президентом Республики Татарстан М.Ш. Шаймиевым на пленарной сессии Государственного Совета, посвященной 10-ой годовщине провозглашения Декларации о суверенитете. 'Может быть, я тороплю события, - сказал он, - но все-таки сегодня должен сформулировать нашу стратегическую цель - превратить республику в цивилизованный, высокоразвитый регион европейского уровня. Для этого у нас есть все необходимые материальные и организационные ресурсы, правовые и политические условия. У нас есть воля и желание упорно трудиться'.