ENGLISH  Поиск по сайту   Пресса   Каталог сайтов РТ   Погода   Гостевая книга     Контакты   
Моя Казань - культура и искусство в Казани... Моя Казань - культура и искусство от информационно-развлекательного портала Казани Герб портала Моя Казань
   Культура и искусство / Известные люди нашего города / Деятели культур... / Музыка

БИГИЧЕВ ХАЙДАР

 
Музыка
Шаляпин Федор
Габяши Сутан
Сайдашев Салих
Айдаров Ситдик
Рахманкулова Марьям
Музафаров Мансур
Жиганов Назиб
Яруллин Фарид
Яхин Рустем
Губайдулина София
Нуриев Рудольф
Виноградов Василий
Гульзада
Зиганшина Юлия
Фархи Хания
Кайбицкая Галия
КлючаревАлександр
Садыкова Сара
Тагиров Гай
Вагапов Рашит
Файзи Джаудат
Басырова Зифа
Хабибуллин Загид
Альмеев Усман
Кудашева Фарида
Валиуллин Аллагияр
Аббасов Азат
Алмаз Монасыпов
Cайфуллина Гульшад
Мансуров Фуат
Заляльдинов Эмиль
Авзалова Альфия
Шакиров Ильгам Гильмутдинович
Байрашева Зюрга
Ильясов Гали
Калашникова Галина
Борисенко Юрий
Василова Нафиса
Ибрагимов Ринат
Боков Валерий
Асадуллин Альберт
Даминов Руслан
Бигичев Хайдар
Сунгатуллина Зиля Даяновна
Ганеева Венера Ахатовна
Гизатуллина Вафира
Калимуллин Рашид Фагимович
Абязов Рустем
Бикчентаев Дмитрий
Газиев Идрис
Зульфат Хаким
Салават
Тазетдинов Рафик
Харисов Виталий
Сафин Габдельфат
Билалов Зуфар
Айдар Галимов
Фархетдинова Зайнаб
Михайлов Евгений
Болдырева Екатерина
Булат Зиганшин
Салават Миннеханов
Диля Нигматуллина
Гузель Уразова
МакSим
Алсу
Шакур
Алина Сафиуллина
Малика
Ленар Сайфиев
Румия Фатхутдинова
Реклама
Ваша почта
 @kazan.ws
 
[Получить ящик]
Сервисы
Создай свой сайт
  Реклама на Kazan.Ws 
  Справочная информация
  Экономика и бизнес
  Общество
  Наука и образование
  Дом и семья
  Отдых и развлечения
  Культура и искусство
  Здоровье и спорт
  Услуги
Реклама
Годы жизнии: (16/06/1949 - 13/11/1998)


Бигичев Хайдар

  Бигичев Хайдар Аббясович родился 16 июня 1949 года, в деревне Чембилей Краснооктябрьского района, нынешней Нижегородской области в семье механизатора. Его отец - Бигичев Аббяс Хасянович (далее Аббяс) работал в колхозе комбайнёром, мать - Бигичева Рашидя (Отчество), занималась домашним хозяйсвом и, тоже, работала на колхозе. В их семье было восемь детей, включая Хайдара. Жили они в обычном деревенском доме, сделанном из дерева, в котором было очень тесно для всей их семьи.
  
  Учился он в Чембилеевской средней общеобразовательной школе. В школу Хайдар пошел в возрасте семи лет в 1956 году. С 1 по 4 класс дети учились в начальной школе - в деревянном здании недалеко от самой школы. В классе Хайдара училось 26 человек. С 5 по 7 класс - в главном здании первой постройки. С 5 класса его классной руководительницей была Абдрахманова Садия Абдрахмановна (далее Садия), которая преподавала уроки Химии. В классе Хайдар был очень тихим и скромным мальчиком, когда его вызывали к доске, или просили ответить, он очень волновался и сильно краснел. Учился, он неочень хорошо, так как родители целыми днями были на работе, а по вечерам уже не находили сил с ними восьмерыми заниматься. Даже за один стол, делать уроки они все не умещались. Но не смотря на это, Ахмет, Ряхиня, Хамися и Халидя учились хорошо. Когда он спел в 5 классе своей классной руководительнице песню 'Туган тель' она восхитилась его голосом. Нужно заметить, что у всех детей в их семье были хорошие певчие голоса. Согласно слухам, очень хорошмим голосом обладал его дедушка - Хасян. А сестра Аббяса (отца Хайдара) - Няфися была учителем в Чембилеевской школе и у неё тоже был очень хороший голос.
  
  С 8 по 10 класс (в то время было только 10 классов) ребята уже учились в здании нынешней Чембилеевской школы. К тому времени Хайдар стал высоким, красивым юношей с большими, грустными, темными глазами, всегда слушался старших, был очень умным. Но не стал более инициативным и активным - в самодеятельной школьной жизни он учавствовал лишь по просьбам и уговорам, как и прежде. Девятый класс Хайдар закончил плохо, и его решили оставить на второй год:
  
  Был дождливый вечер. Садия (классный руководитель Хайдара) вернувшись со второй смены домой, и, покормив детей, пошла за водой. В это время Хайдар возвращался от своей тёти Нафиси, и встретил классного руководителя. И на обратном пути, когда Садия уже набрала воды и возвращалась обратно, они встретились:
  
  - Как дела Хайдар? Чем занимаешься? - спросила Садия.
  - Ну что делаю...вот на колхозном поле мне выделили участок с картошкой, буду работать среди женщин! - ответил Хайдар.
  - Если не хочешь идти в поле работать, надо учиться. - сказала Садия.
  - Я бы учился, но не перешёл же в 10 класс. - сказал Хайдар.
  - Не перешел, ну и что, все равно можешь дальше учиться. - сказала Садия.
  - А разве берут? - удивлённо спросил Хайдар.
  - Да, берут, только не в 10 класс, а в 9. - сказала Садия.
  - Завтра ведь приду в школу! - промолвил Хайдар.
  - Приходи, приходи. В 9 класс тебя возьмут, ты имеешь право доучиться. - сказала Садия.
  На следующий день Хайдар был уже в школе, снова в 9 классе.
  
  Хайдар помогал отцу работать в поле. После окончания средней школы (10 классов) - три года служил в армии. После службы в армии, как и его земляки-нижегородцы, начал работу в Москве, хотел устроиться работать на одном из столичных заводов, но по рекомендации московского певца Сунгата Джалялетдинова в 1971 году, его прослушал Назиб Жиганов, который сразу взял его на подготовительное отделение Казанской консерватории.В этом же году, как по велению судьбы, туда же поступила его будущая жена - Зухра Сахабиева-Бигичева.
  
  'Видно, это судьба, мы с Хайдаром начали учиться в Казанской консерватории в один и тот же год. И с первых же дней приглянулись и понравились друг другу. В этом парне меня привлекла грустинка в его глазах. Другие студенты беспечно смеются, шутят между собой, балагурят с девчонками, а Хайдара будто изнутри гложет какая-то тоска, во взгляде постоянно сквозит печаль. Позднее выяснилось, что причин тому у него было немало. Как-то само собой между нами завязалась бескорыстная добрая дружба, которая вскоре переросла в большую любовь и положила начало нашей счастливой семейной жизни.' - говорит Зухра.
  
  Еще в годы учёбы Хайдар начал вести активную исполнительскую деятельность - выступал с концертами на профессиональной сцене, его часто приглашали на радио и телевидение.
  
  'Создатель одарил Хайдара мощным голосом широкого диапазона и красивого тембра, полным глубокого драматизма и эмоциональной силы. Во всем его облике сквозило высокое благородство и несказанное обаяние. Вся его жизнь была подчинена одной цели - стремиться к совершенству. К своему творчеству он относился в высшей мере требовательно и критично. Словно он и рожден был на этот свет исключительно ради творчества. Хайдар так и не смог приспособиться к материальной стороне бытия. Впрочем, вряд ли это было возможно, ведь в советскую эпоху труд оперного певца оплачивался мизерной суммой. Понимая это, я никогда не требовала от него больших денег, ни других богатств, наоборот, нелегкую ношу бытовых проблем я старалась разделить с ним. Потому что осознавала, с каким громадным талантом жить вместе выпало на мою долю. Понимая это, я старалась быть ему опорой во всем. Ведь истинный талант он всегда очень раним и уязвим, поэтому нуждается в опеке и поддержке. Целиком погруженный в процесс творчества, он обычно забывает обо всем на свете.' - говорит Зухра.
  
  После учебы в 1977 году Бигичев был приглашен солистом Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Здесь и расцвел талант певца, одаренного голосом широкого диапазона (драматический тенор). Он блестяще исполнял главные партии во всех постановках музыкально-сценических произведений татарских композиторов, осуществленных за период творческой деятельности: Джик ('Жик Мэргэн') Джалиль ('Алтынчеч' и 'Джалиль' Н.Жиганова), 'Каһәрләнгән мәхэббәт' Б. Мупюкова), Батыржан ('Наемщик' С. Сайдашева) и др. Бигичев успешно участвовал также в оперных спектаклях классического русского и зарубежного репертуара: Самозванец ('Борис Годунов' М. Мусоргского), Хозе ('Кармен' Ж. Бизе) и др. Известная оперная певица Тамара Синявская, певшая партию Кармен в одноименной опере, давала самые высокие оценки своему партнеру по сцене. Вершиной исполнительского мастерства певца стала партия Отелло в одноименной опере Дж. Верди.
  
  Хайдар постоянно и упорно работал над собой, и благодаря этому качеству вырос до уровня певца высочайшего класса - драматического тенора. Без преувеличения могу сказать: у Хайдара диапазон голоса был исключительно широкий - две октавы плюс кварта. Творческим венцом в опере для Хайдара явилась партия Отелло. В истории мирового оперного искусства известны лишь считанные исполнители этой партии. И один из них - Хайдар. В Татарском государственном академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля он работал с самых первых дней своего творчества и до последнего дыхания. И на протяжении всех этих лет он оставался единственным исполнителем партий драматического тенора в театре. Работал словно одержимый, без передышки и отдыха, будучи исполнителем всех главных партий драматического и лирико-драматического тенора в спектаклях, идущих в репертуаре театра. Все эти партии, требующие колоссальной физической и эмоциональной силы, мощного голоса и высоких певческих возможностей. Певцы между собой называют их 'кровавыми' партиями. В те дни, когда он пел партию Отелло, он худел на 2-3 килограмма, выглядел осунувшимся и утомленным. Да и сам он был прирожденным шекспировским Отелло. Величественная осанка, чистая душа и горячее сердце, прямой и гордый, но доверчивый как ребенок - все эти качества отличали в нем выдающуюся личность. Он не умел и не хотел действовать исподтишка, никогда и никому не причинил зла. Да, устами режиссера Валерия Раку, поставившего оперу 'Отелло' специально для Хайдара, глаголет истина: если бы Хайдар в своей жизни не спел ничего, кроме партии Отелло, он все равно вошел бы в историю мировой музыкальной культуры. 'Неповторимый гений!' - написал о нем В. Раку., говорит Зухра.
  
  Мечтой Хайдара Бигичева было исполнение партии Радамеса в опере Верди 'Аида'. Незадолго до своей кончины он все свои силы отдавал репетициям. 13 ноября 1998 года он скоропостижно скончался.
  
  После Р. Вагапова и И. Шакирова Х.Бигичев поднял на новую высоту исполнение татарских народных и авторских песен, блестяще исполнял песни Садыковой, Сайдашева, Жиганова, Музафарова, Яхина. Бесподобно в его исполнении звучали 'Керим але урманнарга', 'Китмә, сандугач', 'Ялгыз агач' и многие другие.
  
  Народный артист ТАССР (1980), заслуженный артист РСФСР (1986), лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая (1984).
  
  www.bigichev.ru

Люди нашего города
Я ищу

В городе В возрасте
от   до
Погода в Казани
 
Курсы валют
 
Телепрограмма
 
 
Интернет-радио
>
   
Тесты online
 
Статистика
RIN.ru
Реклама
 Copyright © "Моя Казань" 2001-2008.
adv@mail.rin.ru