Базарная мечеть на Сенной площади (ныне ул. Кирова, 74)была возведена на средства купца Губайдуллы бин Мухаммед-Рахим бин Юнус бин Ишбулат бин Ишмурат аль-Казани. Автором проекта стал губернский архитектор А. И. Песке.
Название `Базарная мечеть`, употребленное Каюмом Насыри, среди прочих, пожалуй, наиболее соответствовало предназначению этого здания, поскольку характеризовало ее в уникальной для города функции. В то же время оно имеет множество аналогий в городах Востока.
С возведением Базарной мечети завершилось формирование Сенного базара как общественно-торгового центра татарской части Казани, концентрировавшейся именно вокруг этой площади, где мечеть играла роль ее композиционной доминанты.
В нижний части здания были специально предусмотрены торговые ряды, расположившиеся справа и слева от него по периметру квартала.
Базарная мечеть стала главным по своему значению мусульманским культовым зданием Казани. Масштабы и объем этого здания заметно выделялись над затесненной средой базарной площади и зрительно фокусировали это сложное городское пространство.
В плане мечеть представляет собой многоугольник с купольным, овальным в плане центральным залом, выделенным монументальными аркадами. Обширные плоскости неоштукатуренных стен здания украшались витиеватыми рельефными арабесками и затейливыми витражами окон.
Отдельно стоящий перед зданием трехъярусный минарет, в основании которого находится стрельчатая арка входа, соединен с мечетью крытым коридором. В обе стороны от подошвы минарета тянется цепочка торговых лавок и складских помещений, выходящих в хозяйственный внутренний двор.
В декоре фасадов, выполненных в характере российской архитектуры `нового вкуса`, присутствовали отдельные детали, придававшие им местный колорит. Здание было ярко раскрашено. На светло-сером фоне стен выделялись цветные орнаментальные узоры и наличники, стены лавок были окрашены в сочетания серого, красного и черного цветов.
Базарная мечеть стала первым опытом культового строительства постклассического периода в Казани.